Please use this identifier to cite or link to this item: https://dspace.uzhnu.edu.ua/jspui/handle/lib/10759
Title: Модернизация и инновационное развитие воспроизводственной системы старопромышленных регионов
Other Titles: Modernization and Innovation Development of Reproductive System of old Industrial Regions
Authors: Павлов, К.В.
Keywords: модернизация, социально-экономические особенности, старопромышленные регионы, Российская Федераця
Issue Date: 2016
Publisher: Видавництво УжНУ "Говерла"
Citation: Павлов, К. В. Модернизация и инновационное развитие воспроизводственной системы старопромышленных регионов [Текст] / К. В. Павлов // Науковий вісник Ужгородського університету : Cерія: Економіка / редкол.: В.П. Мікловда, В.І. Ярема та ін. – Ужгород: Вид-во УжНУ «Говерла», 2016. – Вип.1(47). Т.2 – С. 246–252. – Бібліогр. : с. 251–252 (5 назв).
Series/Report no.: Економіка;
Abstract: В статье определяются социально-экономические особенности модернизации некоторых старопромышленных регионов России, а также обосновывается целесообразность выделения экономики и экологии старопромышленных регионов как отдельного направления регионалистики. В России к группе старопромышленных регионов, как правило, прежде всего относят уральские регионы, в которых, начиная с XVII века, династия Демидовых сумела организовать крупномасштабное промышленное производство в машиностроительной и металлургической отраслях. Европейский Север России также можно отнести к группе старопромышленных регионов. Однако генезис формирования хозяйственной системы в регионах зоны Севера несколько иной, чем в регионах Урала, что в значительной мере объясняется близостью северных регионов страны к Северному Ледовитому океану и северным морям: Белому, Баренцеву и Карскому. Так, например, становление и развитие системы экономических отношений на территории современной Архангельской области в значительной мере обусловлены функционированием Архангельского морского торгового порта, который, по существу, является «воротами» для освоения богатств Арктики. Уже в 1583 г. Иван Грозный повелел построить на берегу Северной Двины «город для корабельной пристани». Исполнение указа царя заняло ровно год. Архангельск развивался быстро. В настоящее время Архангельский порт ежегодно пропускает около 4,5 млн т грузов при круглогодичной навигации, порт включает три грузовых района, контейнерный терминал, портовый флот, морской вокзал. В соседней с Архангельской Мурманской области для эффективного развития региональной экономики большое значение также имеет функционирование морского порта. Но здесь, кроме этого, исключительное значение имеет и использование природных ресурсов. Освоение Хибинской группы месторождений апатито-нефелиновых руд на Кольском полуострове (т.е. в Мурманской области) началось в 20-е годы XX века. Геологические исследования Хибинского массива привели к открытию богатых апатито-нефелиновых руд, ставших качественно новым видом сырья для производства фосфорных удобрений. Ключевые слова: модернизация, социально-экономические особенности, старопромышленные регионы, Российская Федераця.
The article defines the socio-economic features of the modernization of some old industrial regions of Russia and grounds the expediency of allocation of the economy and the ecology of old industrial regions as a separate direction ofregionalistics. In Russia, we include the Ural region to the group of old industrial regions. Since the XVII century, the Demidov dynasty was able to organize a large-scale industrial production in machine-building and metallurgical fields. European North of Russia can also be attributed to the group of old industrial regions. However, the genesis of the formation of the economic system in the regions of the North zone is somewhat different than in the regions of the Urals. It is justified by the proximity of the northern regions of the country to the Arctic Ocean and the northern seas: the White, the Barents and the Kara. Formation and development of economic relations system on the territory of modern Arkhangelsk region is largely due to the functioning of the Arkhangelsk Commercial Port, which is essentially a "gateway" for the exploration of the resources in the Arctic. Already in 1583 Ivan Hrozny has ordered to build "city for the ship pier" on the banks of the Northern Dvina. Implementation of king’s decree took a year. Arkhangelsk has developed rapidly. Currently, the Arkhangelsk port annually passes about 4.5 million tons of cargo during the year-round navigation, the port has three cargo areas, a container terminal, port fleet, a marina. In the neighborhood of Arkhangelsk - Murmansk region great meaning for the effective development of the regional economy has the operation of the sea port. But here, in addition, the paramount importance has the use of natural resources. Exploration of Khibinskaya group of deposits of apatite-nepheline ores on the Kola Peninsula (in Murmansk region) started in 20-ies of XX century. Geological researches of Khibiny massif led to the discovery of the rich apatite-nepheline ores, which have become a qualitatively new kind of raw material for the production of phosphate fertilizers. Keywords: modernization, socio-economic features, the old industrial regions, Russian Federation.
Type: Text
Publication type: Стаття
URI: https://dspace.uzhnu.edu.ua/jspui/handle/lib/10759
Appears in Collections:Науковий вісник УжНУ Серія: Економіка. Випуск 1 (47) Том 2 - 2016



Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.