Please use this identifier to cite or link to this item: https://dspace.uzhnu.edu.ua/jspui/handle/lib/30447
Title: Создание и функционирование Коложварского/Клужского университета (1840 - 1940-е гг.) сквозь призму национального вопроса в Трансильвании
Authors: Жигал, И. В.
Keywords: Трансильвания, венгры, румыны, национальный вопрос, образование, университет
Issue Date: 2020
Publisher: Вид-во ДВНЗ "Ужгородський національний університет"
Citation: Жигал, И. В. Создание и функционирование Коложварского/Кружского университета (1840-1940-е гг.) сквозь призму национального вопроса в Трансильвании [Текст] / И. В. Жигал // Науковий вісник Ужгородського університету : серія: Історія / редкол.: Ю. В. Данилець (головний редактор) та ін. – Ужгород : Говерла, 2020. – Вип. 1 (42). – С. 161-168. – Бібліогр.: с. 167 (16 назв). – Рез. рос., англ.
Abstract: В статье рассматриваются сущностные аспекты функционирования университета в Коложваре/Клуже (1840-е – 1940-е гг.) сквозь призму ситуации в Трансильвании – регионе со сложным узлом политических и межнациональных противоречий, которые не исчерпали своей остроты и сегодня. Источниковую базу статьи составили исследования современных румынских и венгерских историков, что позволяет избежать тенденциозной трактовки анализируемых событий. Цель данной статьи заключается в том, чтобы проследить основную направленность деятельности венгерских и румынских общественно- политических деятелей и институтов в ходе оформления и функционирования университета в Коложваре/Клуже в контексте общественно-политической и национально-культурной жизни Трансильвании в 1840-х – 1940-х гг. В работе были использованы следующие методы: историко-генетический (рассмотрены особенности функционирования университета в Коложваре/Клуже в различные исторические периоды), историко-системный (учреждение образования рассматривается как сложная система, на функционирование различных элементов которой оказывали влияние национально-культурная политика монархии Габсбургов и межвоенной Румынии, взаимоотношения между венграми и румынами в этноконтактном регионе – Трансильвании), метод контент-анализа (были отмечены наиболее часто встречавшиеся в документах (законодательных актах, программных документах революции 1848 г. и др.) смысловые конструкции, а затем произведена интерпретация результатов). На основании проанализированных материалов делается вывод о том, что в рассматриваемый период университетский вопрос в Трансильвании был тесным образом связан с тем, какая национальная элита занимала главенствующее положение в регионе, имея тем самым возможность определять контуры образовательной политики в сфере высшего образования. В ситуации, когда Трансильвания находилась под прямым управлением венгерской части дуалистического австро- венгерского государства, создание и функционирование университета в Коложваре было обусловлено необходимостью символически связать между собой венгерские земли в рамках одного королевства, тогда как присоединение в 1918 г. Трансильвании к Королевству Румыния повлекло за собой необходимость трансформации венгерского университета в румынский, чтобы утвердить новый порядок, создав для этого соответствующие структуры.
The article discusses the essential aspects of the functioning of the university in Kolozsvár/Kluj (1840s – 1940s) through the prism of the situation in Transylvania, a region with a complex knot of political and ethnic contradictions that have not lost their seriousness today. The source base of the article was the research of contemporary Romanian and Hungarian historians, which avoids a biased interpretation of the analyzed events. The purpose of this article is to trace the main thrust of the activities of Hungarian and Romanian socio-political figures and institutions during the foundation and functioning of the University of Kolozsvár/Kluj in the context of the sociopolitical and national-cultural life of Transylvania in the 1840s – 1940s years. The following methods were used in the work: historical-genetic (were considered the features of the functioning of the university in Kolozsvár/Kluj during various historical periods), historical-systemic (educational institution is considered as a complex system, the functioning of various elements of which was influenced by the national-cultural policy of the Habsburg monarchy and of interwar Romania, the relationship between the Hungarians and Romanians in the ethnocontact region – Transylvania), the method of content analysis (most often semantic constructions that were used in documents (legislative acts, program documents of the revolution of 1848, etc.), and then the results were interpreted). On the basis of analyzed materials concluded that in the investigated period the university question in Transylvania was closely connected with the fact, which the national elite occupied the dominant position in the region, thus having the ability to define the contours of the educational policy in the sphere of higher education. In a situation where Transylvania was under the direct control of the Hungarian part of the dualistic Austro-Hungarian state, the creation and functioning of the university in Kolozsvár was necessitated by the symbolic linking of Hungarian lands among themselves within the same kingdom, while the annexation of Transylvania to the Kingdom of Romania in 1918 caused the need to transform the Hungarian university into a Romanian one in order to establish a new regime, creating appropriate structures for this.
Type: Text
Publication type: Стаття
URI: https://dspace.uzhnu.edu.ua/jspui/handle/lib/30447
Appears in Collections:Науковий вісник УжНУ Серія Історія Випуск 1 (42) 2020



Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.