Please use this identifier to cite or link to this item: https://dspace.uzhnu.edu.ua/jspui/handle/lib/30456
Title: Функционирование Минского Польского педагогического техникума (1920 - 1937 гг.) в контексте национально-культурного строительства в Советской Беларуси
Authors: Казак, О. Г.
Keywords: Минский Польский педагогический техникум, национально-культурное развитие, педагогические кадры, образование
Issue Date: 2020
Publisher: Вид-во ДВНЗ "Ужгородський національний університет"
Citation: Казак, О. Г. Функционирование Минского Польского педагогического техникума ( 1922 - 1937 гг.) в контексте национально-культурного строительства в Советской Беларуси [Текст] / О. Г. Казак // Науковий вісник Ужгородського університету : серія: Історія / редкол.: Ю. В. Данилець (головний редактор) та ін. – Ужгород : Говерла, 2020. – Вип. 1 (42). – С. 194-202. – Бібліогр.: с. 200-201( 30 назв). – Рез. рос., англ.
Abstract: В статье рассматривается малоизученная в белорусской историографии проблема подготовки педагогических кадров для польских школ Советской Беларуси в 1920-е – 1930-е гг. Проанализированы впервые введенные в научный оборот материалы Национального архива Республики Беларусь, Государственного архива Минской области, материалы прессы. Цель статьи – выявление на основе впервые введенных в научный оборот документов сущностных характеристик функционирования Минского Польского педагогического техникума в контексте общественно-политической, социально-экономической, национально-культурной жизни БССР 1920-х – 1930-х гг. В работе были использованы следующие методы: историко-генетический (рассмотрены особенности функционирования техникума на различных этапах его становления и развития), историко-системный (учреждение образования рассматривается как сложная система, на функционирование различных элементов которой оказывали влияние экономическая и национально-культурная политика Советской Беларуси), метод контент-анализа (были отмечены наиболее часто встречавшиеся в документах смысловые конструкции, а затем произведена интерпретация результатов). Делается принципиальный вывод о том, что в силу ряда объективных и субъективных причин техникум не выполнил в полной мере возложенную на него функцию по массовой подготовке польскоязычной интеллигенции, лояльной советской власти. Многие направления национального строительства в Советской Беларуси носили декоративный характер, не имели четкого плана и кадрового обеспечения, были направлены исключительно на идеологическою экспансию против сопредельных государств. Переход к принципам интернационализации в культурном строительстве, усиление политических репрессий обусловили ликвидацию Минского Польского педагогического техникума в 1937 г. В статье приводятся данные о функционировании национальных педагогических техникумов в Советской России, которые подтверждают общие черты в национальном строительстве различных советских республик.
The article examines the problem of training teachers for the Polish schools of Soviet Belarus in the 1920s and 1930s, little studied in Belarusian historiography. The materials of the National Archives of the Republic of Belarus, the State Archives of the Minsk Region and press materials were first introduced into scientific circulation. The purpose of the article is to identify, on the basis of documents introduced for the first time in scientific circulation, the essential characteristics of the functioning of the Minsk Polish Pedagogical College in the context of the socio-political, socioeconomic, national and cultural life of the BSSR of the 1920s – 1930s. The following methods were used in the work: historical-genetic (the features of the functioning of the technical school are considered at various stages of its formation and development), historical-systemic (the educational institution is considered as a complex system, the functioning of various elements of which was influenced by the economic and national-cultural policy of Soviet Belarus), a method of content analysis (the most frequent semantic constructions in the documents were noted, and then the results were interpreted). The principal conclusion is made that, for a number of objective and subjective reasons, the technical school has not fully fulfilled function for in mass preparation of the Polish-speaking intelligentsia, loyal to Soviet authorities. Many areas of national construction in the Soviet Belarus were decorative, did not have a clear plan and staffing, and were aimed exclusively at ideological expansion against neighboring states. The transition to the principles of internationalization in cultural building, the intensification of political repression led to the liquidation of the Minsk Polish Pedagogical College in 1937. The article provides data on the functioning of national pedagogical technical schools in Soviet Russia, which confirm the general features in the national building of various Soviet republics.
Type: Text
Publication type: Стаття
URI: https://dspace.uzhnu.edu.ua/jspui/handle/lib/30456
Appears in Collections:Науковий вісник УжНУ Серія Історія Випуск 1 (42) 2020



Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.