Please use this identifier to cite or link to this item: https://dspace.uzhnu.edu.ua/jspui/handle/lib/33661
Title: Проблема литературного героя и авторской позиции в творчестве Солтана Менджида Ганизаде
Other Titles: Проблема літературного героя і позиція автора в творчості Солтана Меджида Ганізаде
Author position and the problem of literary hero in Soltan Mejid Ganizadeh’s creativity
Authors: Аскерова, Сaдагaт Хатем
Keywords: азербайджанская литература, творчество С.М. Эфендиева, национальная идентичность, коллективная память, образ учителя, азербайджанська література, творчість С.М. Ефендієва, національна ідентичність, колективна пам’ять, образ учителя, Azerbaijani literature, S.M. Efendiyev, national identity, collective memory, teacher’s image
Issue Date: 2019
Publisher: Видавничий дім "Гельветика"
Citation: Аскерова, С. Х. Проблема литературного героя и авторской позиции в творчестве Солтана Менджита Ганизаде [Текст] / С. Х. Аскерова // Закарпатські філологічні студії. – Ужгород : Видавничий дім "Гельветика", 2019. – Т. 2. – вип. 10. – С. 107-112. – Бібліогр.: с. 112 (3 назви)
Series/Report no.: Закарпатські філологічні студії;
Abstract: В статье разъясняется позиция автора в творчестве азербайджанского просветителя Солтана Меджида Ганизаде в конце ХIX – начале ХХ вв. Здесь литературный герой вовлечен в проблематику в социальной и интеллектуальной средах. Через творчество писателя осуществляется типологическая классификация образа учителя в азербайджанской литературе. Несмотря на то, что этот образ широко отражен в художественных произведениях, он пока не был выбран в качестве объекта исследования другими исследователями. Одним из ярких представителей азербайджанской литературы 80-х гг. XIX в. является Солтан Меджид Ганизаде. В основе его творчества лежит анализ актуальных социальных вопросов, морально-нравственных ценностей и других коренных проблем общественной жизни. Писатель раскрывает созданные образы героев и проблемы, с которыми они сталкиваются, в процессе развития событий, причем не в контексте определенного места и времени, а в свете сформировавшейся тысячелетиями национальной идентичности и коллективной памяти азербайджанского народа. Одной из основных примечательных тем в произведениях С.М. Ганизаде является личность учителя. В них посредством образа литературного героя писатель духовно связывает прошлое с настоящим, историю с современностью, выводит на первый план ценности, имеющие этикофилософское значение в жизни человека. С этой точки зрения ярким примером выступает дилогия С.М. Ганизаде «Мактубати-Шейда бек Ширвани». Это произведение, соответствующее по форме и художественно-дидактическому содержанию литературному произведению, созданному в форме письма на основе личного педагогического опыта, является единственным сохранившимся произведением С.М. Ганизаде. В основе художественного выражения лежат понятия национальной идентичности, коллективной памяти и образа учителя. В основе художественного образа лежат понятия национальной идентичности, коллективной памяти и образа учителя.
У статті роз’яснюється позиція автора в творчості азербайджанського просвітителя Солтана Меджида Ганізаде наприкінці ХIX – на початку ХХ ст. Тут літературний герой залучений у проблематику в соціальному та інтелектуальному середовищах. Через творчість письменника здійснюється типологічна класифікація образу вчителя азербайджанської літератури. Незважаючи на те, що образ вчителя широко відображений у художніх творах, він поки не був обраний як об’єкт дослідження іншими дослідниками. Одним з яскравих представників азербайджанської літератури 80-х рр. XIX ст. є Солтан Меджид Ганізаде. В основі його творчості лежить аналіз актуальних соціальних питань, морально-етичних цінностей та інших корінних проблем суспільного життя. Письменник розкриває створені образи героїв і проблеми, з якими вони стикаються, в процесі розвитку подій, причому не в контексті певного місця і часу, а в світлі національної ідентичності та колективної пам’яті азербайджанського народу, що формувалися тисячоліттями. Однією з основних визначних тем у творах С.М. Ганізаде є особистість вчителя. У них за допомогою образу літературного героя письменник духовно пов’язує минуле з сьогоденням, історію з сучасністю, виводить на перший план цінності, що мають етико-філософське значення в житті людини. З цієї точки зору яскравим прикладом виступає дилогія С.М. Ганізаде «Мактубаті-Шейді бек Ширвани». Цей твір, що відповідає за формою та художньодидактичним змістом літературному твору, написаному у формі листа на основі особистого педагогічного досвіду, є єдиним збереженим твором С.М. Ганізаде. В основі художнього вираження лежать поняття національної ідентичності, колективної пам’яті і образу вчителя. В основі художнього образу лежать поняття національної ідентичності, колективної пам’яті і образу вчителя.
The article explains the position of the author in the works of Azerbaijani enlightener Soltan Mejid Ganizade in the late 19th – early 20th centuries. Here the literary hero is involved in issues in the social and intellectual environments. Through the work of the writer, a typological classification of the image of a teacher of Azerbaijani literature is carried out. Despite the fact that the image of the teacher is widely reflected in works of art, he has not yet been chosen as an object of study by other researchers. One of the brightest representatives of the Azerbaijani literature of the 80s. XIX century. is Soltan Mejid Ganizade. At the heart of his work lies the analysis of current social issues, moral and ethical values and other fundamental problems of public life. The writer reveals the created images of the characters and the problems they face in the development of events, and not in the context of a certain place and time, but in the light of the national identity formed over thousands of years and the collective memory of the Azerbaijani people. One of the main noteworthy themes in the works of SM. Ganizade is the subject of teacher identity. In them, through the image of a literary hero, the writer spiritually connects the past with the present, history with modernity, brings to the fore the values that have ethical and philosophical significance in human life. From this point of view, the dilogy of S.M. Ganizade “Makubati-Shade Bey Shirvani” is a vivid example. This work, corresponding in form and artistic and didactic content to a literary work written in the form of a letter on the basis of personal pedagogical experience, is the only surviving work by SM Ganizade. The basis of artistic expression is based on the concepts of national identity, collective memory and teacher’s image. The basis of the artistic image is based on the concepts of national identity, collective memory and teacher’s image.
Type: Text
Publication type: Стаття
URI: https://dspace.uzhnu.edu.ua/jspui/handle/lib/33661
ISSN: 2663-4899
Appears in Collections:Закарпатські філологічні студії Випуск 10 (Том 2) 2019



Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.