Please use this identifier to cite or link to this item: https://dspace.uzhnu.edu.ua/jspui/handle/lib/56420
Title: Глава 4. Украина: этнополитические процессы на национальном и региональном уровне
Other Titles: Розділ 4. Україна: етнополітичні процеси на національному та регіональному рівні
Chapter 4. Ukraine: Ethnopolitical processes at the national and regional levels
Authors: Зан, Михайло Петрович
Zan, Mykhaylo
Keywords: Етнополітика України, Етнічна структура населення, Нормативно-правове регулювання етнонаціональної політики, Етнополітичний менеджмент, Парламентська репрезентація міноритарних етнічних груп, Етнічні партії, Політизація угорців Закарпаття, Громадські організації етнічних меншин, Політизація русинського громадського руху на Закарпатті
Issue Date: 2022
Publisher: Ин-т Европы РАН
Citation: Зан М.П. Глава 4. Украина: этнополитические процессы на национальном и региональном уровне. Этнополитические процессы в современной Европе = Ethnopolitical Processes in Contemporary Europe: [монография] / [П.В. Осколков и др.] М.: Ин-т Европы РАН, 2022. 168 с. (Доклады Института Европы = Reports of the Institute of Europe / Федеральное гос. бюджетное учреждение науки Ин-т Европы Российской акад. наук; № 394). Парал. тит. л. англ. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/report82022_394. С. 42–77.
Abstract: Первое. Согласно результатам переписи населения начала 2000-х гг., Украина являлась страной с полиэтническим составом населения, почти 78% которого представляли этнические украинцы. Типичными регионами с полиэтническим составом выступали Крым, Одесская, Черновицкая и Закарпатская области. Среди компактных этнических общин в Крыму доминировали русские и крымские татары; в Одесской области – русские, болгары, молдаване и гагаузы; в Черновицкой области – румыны, молдаване и русские; в Закарпатской области – венгры, цыгане и румыны. В то же время результаты переписи населения 2001 г. не соответствуют этносоциальным реалиям. В частности, в Закарпатье данные переписи достаточно контрастируют со специальными медицинскими обследованиями мест компактного проживания (таборов) цыган. Соответственно, численность последних выявляется в четыре раза большей, чем данные переписи 20-летней давности. Второе. Нормативно-правовая база этнонациональной политики в начале 1990-х гг. зафиксировала широкие права и свободы национальных меньшинств в формате персональной модели национально-культурной автономии. Однако в условиях политического противостояния властных элит Украины сформировались диаметрально противоположные векторы строительства украинской политической нации. Эта дихотомия полностью вписывается в геополитические координаты двух базовых направлений – пророссийского и проевро-атлантического. Несмотря на это, во время президентства Леонида Кучмы и Виктора Ющенко был зафиксирован своеобразный этнополитический modus movendi названых направлений. Тем не менее в период нахождения в президентском кресле Виктора Януковича и П. Порошенко, законодательно закрепляются нормативно-правовые документы в сфере этнополитики, которые всё больше разграничивают, а не объединяют украинскую политическую нацию. В частности, при В. Януковиче был принят Закон Украины «Об основах государственной языковой политики», раскритикованный сторонниками евроинтеграции. Во время президентства П. Порошенко Закон «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного» подвержен остракизму уже со стороны пророссийского политикума, в первую очередь лидерами партий «Оппозиционная платформа – За жизнь», «Оппозиционный блок» и «Наши». Третье. На Украине сформирована национальная модель этнополитического управления, которая включает законодательный, правительственный и президентский уровни. На региональном уровне (Закарпатская область) этнополитический менеджмент представлен Постоянной комиссией по вопросам образования, науки, культуры, духовности, молодёжной политики, физкультуры и спорта, национальных меньшинств и информационной политики; Департаментом культуры, национальностей и религий при Закарпатской областной государственной администрации и Центром культур национальных меньшинств Закарпатья в г. Ужгороде. Четвёртое. Несмотря на законодательный запрет региональных и этнических партий, на Украине действуют политические акторы, представляющие интересы этнических общин. Наиболее эффективными являются «КМКС» Партия венгров Украины и Демократическая партия венгров Украины, которые представлены на уровне регионального политикума в Закарпатье. Этнобрендовые политические партии (Партия поляков Украины, Цыганская партия Украины, партия «Блок Михаила Саакашвили» (бывшая Грузинская партия Украины)) не играют существенной роли в украинской политике. Пророссийские партии (Славянская партия, Прогрессивная социалистическая партия, «Союз» и др.), которые получали значительный электоральный успех на Юге и Востоке Украины, после «Евромайдана» конца 2013 – начала 2014 г., практически исчезают с политико-партийного пространства Украины. Электоральное внимание бывших их сторонников в восточных областях и на Юге Украины вместо названных пророссийских сил, а также Партии регионов и КПУ, на данном этапе концентрируется вокруг трёх политических сил – «Оппозиционной платформы – За жизнь», «Оппозиционного блока» и партии «Наши». Пятое. Учитывая опыт институциональных и деятельностных векторов этнополитики соседних стран Центрально-Восточной Европы, можно предположить, что в ближайшей перспективе на Украине необходимо обеспечить адекватную этносоциальным реалиям нормативно-правовую основу этнополитики с соответствующей Концепцией государственной этнонациональной политики, обновлённым Законом «О национальных меньшинствах», отредактированным языковым и образовательным законодательством. Украинский законодатель должен пересмотреть норму целесообразности партийно-политической структуризации этнических меньшинств на региональном уровне. В совершенствовании нуждается также стратегический и тактический формат этнополитического менеджмента Украины. Речь идёт о создании специального министерства, которое регулировало бы исключительно этнополитические проблемы страны и соответствующего ведомства, которое занималось бы проблематикой украинцев диаспоры.
Type: Text
Publication type: Монографія
URI: https://dspace.uzhnu.edu.ua/jspui/handle/lib/56420
Appears in Collections:Наукові публікації кафедри політології і державного управління



Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.